Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Сампсониевский собор > Некрополь > Дворянские гербы Еропкина и Хрущова

Дворянские гербы Еропкина и Хрущова

Важной составной частью научной реставрации Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге, проводимой Государственным музеем «Исаакиевский собор», стало восстановление памятника А.П.Волынскому, А.Ф.Хрущову и П.М.Еропкину.

К началу работ надгробие имело утраты и разрушения. Не сохранились барельефы с изображением гаснувшего факела и гербами Хрущова и Еропкина на боковых фасадах монумента. Но если первый элемент декора достаточно прост и был четко обозначен на проекте М.А.Щурупова, то воссоздание геральдических композиций потребовало дополнительных научных исследований.

Надпись на памятнике и герб П.М.ЕропкинаПоиск иконографических первоисточников для воссоздания барельефа был значительно облегчен тем, что журнал «Русская старина» - инициатор сооружения памятника – подробно описал все детали отделки, в том числе фамильный герб Еропкина, ссылаясь на его каноническое (утвержденное «Департаментом геральдики Сената») изображение в «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи». Описанная в журнале геральдическая композиция барельефа абсолютно идентична изображению герба Еропкиных в «Общем гербовнике…».

Из описания герба следует, что гоф-интендант Петр Михайлович Еропкин принадлежал к одному из древнейших княжеских родов, происходившему от князей Смоленских и имевшему следующий герб: «В щите, имеющем серебряное поле, изображен в верху Меч остроконечнием в правую сторону обращенный; а в низу черная пушка на золотом лафете, стоящая на траве и на Пушке Райская птица. Щит покрыт мантиею и шапкой принадлежащими Княжескому достоинству. Как шапка, так и мантия Княжеские присвоены издревле дворянскому роду Еропкиных по тому, что оный происходит от князей Смоленских, как ниже сего сказано, и имеет герб Смоленских Князей с прибавлением в верху Меча…». Это позволяет предположить , что автор барельефа строго придерживался канонического изображения фамильного герба Еропкиных, без каких-либо изменений, возможных в персональных гербах.

К сожалению, в марте 1886 года, когда в «Русской старине» была напечатана последняя статья, посвященная памятнику «врагам Бирона», барельеф с изображением герба А.Ф.Хрущова еще не был установлен, поэтому публикации с его описанием нет.

Скорее всего, при создании этого барельефа пользовались тем же иконографическим источником, что и в случае с гербом Еропкина. Действительно, в том же втором томе «Общего гербовника…» можно увидеть изображение герба рода Хрущовых со следующим описанием: «Щит разделен на две части перпендикулярно и от середины щита к нижним углам двумя диагональными чертами, из коих в правой части в голубом поле изображены два золотых Креста и между ними серебряная Подкова. В левой части в красном поле серебряная Стрела летящая в верх, сопровождаемая по сторонам двумя золотыми Звездами шестиугольными. Над сею Стрелою виден золотой Полумесяц рогами обращенный вниз. В нижней части в золотом поле Лев с серебряной стрелою, выходящей из Стены красного цвета. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем Короною и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубаго и краснаго цвета, подложенный золотом». Казалось, здесь проблема иконографического источника решается столь же просто, как и в ситуации с гербом Еропкина. Но если в первом случае описание герба в журнальной статье исключало возможность какой-либо другой геральдической композиции, во втором такой уверенности не было. Пришлось более углубленно знакомиться с родословной Андрея Федоровича Хрущова.

Надпись на памятнике и герб А.Ф.ХрущоваПотомок одной из младших линий литовских князей, названный вследствие своего атлетического сложения «Хрущий» (от литовского «хруще», т.е. «крупнее»), появился в Московском княжестве после присоединения к нему Северско-Литовской области в 1503 году. Но большинство исследователей русской геральдики склоняются к мнению о польском происхождении этого рода. Можно предположить, что автор статьи в «Русской старине» перепутал и причислил Хрущова к другому роду, что могло привести к ошибке в выборе сюжета для барельефа на памятнике. Но автор перечисляет имена представителей именно того рода, к которому принадлежал А.Ф.Хрущов.

Как выяснилось, в России существовали еще два старинных рода Хрущовых, один из которых восходит ко второй половине XVI в., а другой – к первой четверти XVII в. Одному из родов принадлежит герб, помещенный во втором томе «Общего гербовника…». Андрей Федорович происходил из более древнего рода Хрущовых, уходящего своими корнями в XV в., когда из Польши в Москву приехал Иван Иванович Хрущ, принявший православие и названный Хрущовым.

В.Руммель и В.Голубцов отмечали, что этот род имел герб польского происхождения, утвержденный в 1686 году, и приводили его старинное описание: «Животное тонкое и малое, скорпии много подобное, но совершенно желтым цветом одеянное, живет огнем, который вся смертное снедает, во огни бо живет Саламандра, свиреп зверек, с распростертыми крыльями, пишется на короне хвост павлиний».

В «Гербовнике Анисима Титовича Князева 1785 года», изданного С.Н.Тройницким в 1912 году, приводится весьма схематичное изображение этого герба вместе с кратким описанием: «… в серебряном поле, в пламени, обращенная вправо, черная Саламандра. На шлеме: павлиний хвост. Щит: два льва. Девиз: Силой и храбростью». В этом же труде отмечена точная дата Высочайшего утверждения интересующего нас герба – 11 марта 1911 года.

Как известно, после выхода в свет в 1840 году десятого выпуска «Общего гербовника…» публикация этого издания прекратилась. Все последующие выпуски, содержащие гербы, утвержденные во второй половине XIX – начале XX вв., хранились в рукописном виде в Департаменте геральдики Правительствующего Сената. В одном из этих выпусков (девятнадцатом) был обнаружен выполненный в цвете, с тщательной проработкой деталей, герб рода, из которого происходил А.Ф.Хрущов. Геральдическая композиция сопровождалась следующей надписью: «В серебряном щите, в червленом пламени, черная саламандра. Щит увенчан Дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: павлиний хвост. Намет: справа черный с серебром». Высочайше утвержденное изображение герба Хрущовых, зафиксированное в рукописном сборнике, совпадает с первоначальным описанием этого герба у Руммеля и Голубцова.

Однако обмерные чертежи барельефов с фамильными гербами Еропкина и Хрущова, выполненные с натуры в 1947 году и хранящиеся в КГИОПе, зафиксировали герб рода Хрущовых литовского происхождения. Тем более, что статья в «Русской старине» была написана представителем этого рода Михаилом Николаевичем Хрущовым. Не вызывает сомнения, что выбор геральдической композиции для барельефа был с ним согласован.

Дело в том, что автор памятника в 1885 году исполнил в барельефе единственно имевшийся в то время во втором томе «Общего гербовника…» герб Хрущовых.

Таким образом, в ходе современной реставрации этого монумента был воссоздан именно «литовский» герб рода Хрущовых.

Подготовлено А.В.Квятковским